Строго говоря, даже не золото. Мокумэ буквально переводится как "древесный узор", канэ(ганэ) - металл. Секрет
популярности украшений Мокумэганэ (иногда просто "мокумэ") в их изысканном и неповторимом
оригинальном узоре, напоминающем древесные годовые кольца. Эта тема недавно вновь всплыла на одном из блогов и я вспомнил рассказ одного япониста о том, как это искусство пережило возраждение в Японии.
Но меня, как инженера, больше заинтересовала технология изготовления. На одном из сайтов я нашел замечательное описание процесса изготовление мокумеганэ. Сайт на японском, я попробую в меру моих скромных сил перевести его.
Секреты мастерства мокумэ унаследованы со времен эпохи Эдо. Здесь будет рассказано о процессе его изготовления. Прежде всего необходимо подготовить пластины. Порядок очень важен. По желанию заказчика мы используем платину и белое золото.
Разрежем наши пластины на более мелкие и сложим их поочередно. Необходимо тщательно мромыть и очистить пластины, особенно от жира от пальцев.
Для того, чтобы правильно запечь этот сэндвич высокой температурой нам понадобится такое устройство. Это не промышленное устройство, а для выполнения частных заказов.
На этом фото пакет разнородных пластин зажат в устройстве для нагрева горелкой. Даже разнородные металлы будут связаны между собой.
Для поддержания устойчивой температуры мы используем изоляцию из ячеистого бетона.
Наконец "сварщик" начинает работу. Традиционными методами так получали зернистый материал. Параметры пламени и горения зависят от используемых материалов. Удивительно, но материал еще совсем не готов на этом этапе.
Зернистость, переплетение, глубина проникновения материала зависят от пламени. Надо постараться, чтобы материал получился красивым.
Материал, который соприкасается с устройством обрабатывается хуже. И нужно следить, чтобы не расплавить наш сэндвич, чтобы он просто не вытек.
Теперь нужно обработать огнем те стороны, которые были прижаты к кондуктору.
Еще горячий материал нужно проковать молотком. Чтобы получить крепкий материал нужно это сделать не менее пяти раз. 99% успеха ювелирного изделия зависит от этого. Вероятно в этом и есть древний японский секрет прочных материалов.
Ковать метал- это наука. Посмотрите, почернения- это след длительного пребывания в огне.
Создание сэндвича окончено. В реальной жизни это выглядит намного красивее чем фото в файле. Следует понимать, что материал перекрывается поочередно, особым образом, что делает драгоценный метал еще более драгоценным. Равномерность и красота структуры зависит от руки того, кто бьет молотом во время ковки.
Чтобы сделать материал еще более красивым мы разогреваем его и приступаем к гибке.
Для этой работы нужны силы даже побольше, чем при работе с молотком. Нужно скрутить материал "в гвоздь". Чтобы привести структуру материала в состояние "бенд", "твист", "разрез" или древесного рисунка нужно быть сильным и смелым. Поэтому этим ремеслом чаще всего владеют мужчины.
Изгиб, кручение, резка, монотонно повторяющиеся задачи, такие как прокат - работа очень трудоемкая. "Технология времен Эдо"- смеется мастер. Вы получите уникальный рисунок. Единственный в мире. Эту работу невозможно делать по шаблону.
Теперб материал прокатывается в прокатных роликах.
Материал с рисунком "капучино". Процесс повторяется пока не получится вот такой ошеломляющий результат. Ювелирные изделия мокуме- результат той самой "ручной работы", которую потеряли с использованием воскового моделирования, всевозмодных литейных резин.
Скрепление двух разных металлов навечно- хороший символ для изготовления обручальных колец. Мы разделим наш материал на части для изготовления колец. Нужно участь изменения рисунка при скручивании для изготовления колец.
Изготовление колец традиционным способом, котрому около 300 лет, завершено. Мы прошли его с вами шаг за шагом. Если вы читали внимательно, то уже поняли, что процесс изготовления деревянного рисунка в металле вовсе не прост (в оригинале использовалось слово - беззаботен прим. пер.)